1.1. Вход в систему

Для того чтобы создать рабочую программу, первое, что следует сделать - войти в систему. Вход в систему можно произвести нажатием на кнопку «Вход в систему» (рисунок 1).

Рисунок 1 – Вход в систему

После нажатия на кнопку «Вход в систему» возникнет новое окно для заполнения. В появившемся окне следует указать свой логин и пароль, после чего нажать на кнопку «Войти» (рисунок 2).

Рисунок 2 – Процесс авторизации

1.2. Добавление рабочей программы

В результате успешной авторизации в системе пользователю становится доступно свое рабочее пространство, где хранятся ранее созданные рабочие программы. Для того чтобы начать процесс создания рабочей программы следует нажать на синюю кнопку «Добавить», расположенную в левой верхней части экрана (рисунок 3).

Рисунок 3 – Добавление рабочей программы

После нажатия на кнопку «Добавить» перед разработчиком встает задача создания совершенно новой рабочей программы или же создания рабочей программы на основе уже имеющейся, чтобы не дублировать одинаковую информацию. Для желающих добавить РПД на основе имеющейся следует в поле «Исходная программа» выбрать одну из имеющихся программ, на основе которой будет создана новая РПД. После чего следует указать оставшиеся поля: год набора, направление подготовки, профиль и наименование дисциплины (рисунок 4).

Для желающих добавить совершенно новую РПД следует пропустить заполнение поля «Исходная программа», после чего добавить поля: год набора, направление подготовки, профиль и наименование дисциплины.

Важно отметить, что рабочую программу можно создать исключительно для тех дисциплин, которые указаны в учебных планах. Ознакомиться со списком учебных планов ТУСУРа можно на образовательном портале. В результате введения и успешной проверки данных следует нажать на кнопку «Сохранить» (рисунок 4).

Рисунок 4 – Ввод основных данных рабочей программы

После нажатия на кнопку «Сохранить» в правой части экрана сформируется содержание рабочей программы с разделами, требующими заполнение (рисунок 5). Здесь: разделы, выделенные зеленым цветом – заполненные, выделенные, в свою очередь, красным цветом – незаполненные. Лучше всего заполнять разделы рабочей программы последовательно, т.к. часть введенных данных может быть автоматически использована в следующих разделах.

В качестве альтернативы заполнения разделов программы в генераторе, можно скачать файл со структурой программы, в ODT или DOC формате и заполнить средствами офисных пакетов прикладных программ.

Рисунок 5 – Содержание рабочей программы

1.3. Цели и задачи изучения дисциплины

Для того чтобы добавить цели и задачи изучения дисциплины, следует нажать на «Цели и задачи» в правой части рабочей области (рисунок 5).

Для добавления цели следует нажать на кнопку «Добавить цели». В результате откроется окно, где необходимо написать цели изучения дисциплины, после чего нажать на кнопку «Сохранить» (рисунок 6).

Для добавления задач изучения дисциплины следует нажать на кнопку «Добавить задачи». В результате откроется окно, где необходимо написать задачи изучения дисциплины, после чего нажать на кнопку «Сохранить» (рисунок 7).

Важно отметить, что каждую цель и задачу нужно писать с новой строки. После заполнения всех пунктов в разделе, раздел помечается «зеленым» или заполненным.

Рисунок 6 – Заполнение целей в разделе «Цели и задачи»

Рисунок 7 – Заполнение задач в разделе «Цели и задачи»

1.4 Требования к результатам освоения дисциплины

В данном разделе имеется три пункта, обязательных к заполнению: требования к знаниям, требования к умениям, требования к навыкам. Для заполнения того или иного требования достаточно нажать кнопку «Добавить» около названия самого требования. В результате откроется форма, где необходимо написать содержание требования, после чего нажать на кнопку «Сохранить» (рисунок 8). Каждое новое требование следует писать с новой строки.

Рисунок 8 – Заполнение раздела «Требования к результатам освоения дисциплины»

2.1 Разделы дисциплины

В разделе «Разделы дисциплин» необходимо заполнить изучаемые разделы дисциплины, в соответствии с семестром, в котором проходит их изучение. Для заполнения разделов дисциплины достаточно нажать кнопку «Добавить».

В результате откроется форма, где необходимо ввести название раздела дисциплины, и, в случае если дисциплина изучается два или более семестров указать семестр, в котором проходит его изучение. После заполнения следует нажать на кнопку «Сохранить» (рисунок 9).

В отличии от предыдущего опыта заполнения, где объекты перечисления можно было добавлять в одном поле, но с новой строки, в данном разделе каждый раздел нужно добавлять отдельно, переходя по ссылке «Добавить».

Рисунок 9 – Заполнение раздела «Разделы дисциплин»

2.2 Содержания лекционных занятий

В разделе «Содержание лекционных занятий» необходимо заполнить: раздел дисциплины, содержание лекционного занятия, формируемые компетенции, часы и выбрать формы контроля. Для того, чтобы открылась форма заполнения необходимо и достаточно нажать на кнопку «Добавить».

В результате заполнения всех полей следует нажать на кнопку «Сохранить» (рисунок 10). Содержание лекционных занятий считается успешно заполненным, если плановое количество часов, отведенных на лекционные занятия, совпадает с количеством, введенным в систему. При необходимости содержание можно редактировать и удалять при нажатии кнопок «Изменить» и «Удалить», соответственно (рисунок 11).

Рисунок 10 – Заполнение раздела «Содержание лекционных занятий»

Рисунок 11 – Заполненный раздел «Содержание лекционных занятий»

2.3 Содержания других видов аудиторных занятий

Другие виды занятий заполняются аналогично заполнению содержанию лекционных занятий.

2.4 Содержания самостоятельной работы

После заполнения содержаний аудиторных занятий, содержание самостоятельной работы генерируется автоматически в соответствии с методическими указаниями по составлению рабочей программы.

Однако, по усмотрению разработчика рабочей программы можно внести необходимые коррективы, удалив или изменив предложенные разделы нажатием кнопки «Изменить» или «Удалить» (рисунок 12). Также можно добавить новую информацию нажатием кнопки «Добавить» и последующим заполнением соответствующих полей формы.

Рисунок 12 – Заполнение раздела «Содержание самостоятельной работы»

Для некоторых видов самостоятельной работы, например, «Выполнение индивидуальных заданий», необходимо заполнять поле «Темы самостоятельных работ».

Содержание самостоятельных работ считается успешно заполненным, если плановое количество часов, отведенных на самостоятельную работу, совпадает с количеством, введенным в систему. Следует отметить, что после успешного заполнения содержания самостоятельных работ, автоматически сформируется раздел «Соответствие компетенций».

3.1 Рейтинговая система

В разделе «Рейтинговая система» необходимо заполнить рейтинговую систему оценки успеваемости студентов, иными словами: максимальный балл за 1 КТ, максимальный балл за 2 КТ и максимальный балл между 1 и 2 КТ по каждому элементу учебной деятельности в каждом семестре проведения дисциплины.

Для того чтобы внести данные о рейтинговой системе оценки следует нажать «Изменить» возле необходимого элемента учебной деятельности. В появившемся окне следует ввести вышеперечисленные данные, после чего нажать на кнопку «Сохранить» (рисунок 13). Рейтинговая система для оценки успеваемости студентов считается успешно заполненной, если запланированная сумма баллов в каждом семестре равняется 100.

Рисунок 13 – Заполнение раздела «Рейтинговая система»

3.2 Рейтинговая система экзаменационного билета

В разделе «Рейтинговая система экзаменационного билета» необходимо сформировать рейтинговую систему экзаменационного билета, в том числе нужно заполнить название вопроса (например, "Первый вопрос", "Теоретический вопрос") и количество баллов за ответ на данный вопрос.

Для того чтобы внести данные о рейтинговой системе экзаменационного билета следует нажать «Добавить вопрос». После заполнения требуемых данных нужно нажать на кнопку «Сохранить» (рисунок 14). Рейтинговая система экзаменационного билета считается успешно заполненной, если запланированная сумма баллов равняется 30.

Рисунок 14 – Заполнение раздела «Рейтинговая система экзаменационного билета»

3.3 Технологии интерактивного обучения

В разделе «Технологии интерактивного обучения» необходимо заполнить данные по используемым технологиям интерактивного обучения (если таковые предусмотрены учебным планом), в том числе следует внести следующие данные: семестр, используемые методы и количество часов интерактивных занятий. Для того чтобы внести данные о технологиях интерактивного обучения следует нажать «Добавить». После заполнения требуемых данных нужно нажать на кнопку «Сохранить» (рисунок 15).

Рисунок 15 – Заполнение раздела «Технологии интерактивного обучения»

Раздел «Технологии интерактивного обучения» считается успешно заполненным, если запланированная сумма часов в каждом семестре равняется сумме часов, предусмотренной учебным планом.

3.4 Связанные дисциплины

В разделе «Связанные дисциплины» необходимо заполнить связанные дисциплины. Чтобы внести данные о связанных дисциплинах следует нажать «Добавить». В открывшейся форме начать вводить название дисциплины (из того же учебного плана), выбрать нужную и нажать «Сохранить» (рисунок 16).

Рисунок 16 – Заполнение раздела «Связанные дисциплины»

3.5 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

В разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение» необходимо заполнить учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (УМО): основная литература, дополнительная литература, учебно-методическое пособие и программное обеспечение. Чтобы внести данные об учебно-методическом и информационном обеспечении дисциплины следует нажать «Добавить».

УМО может размещаться на образовательном портале, в библиотеке или внешних электронных библиотечных системах. Для каждого типа размещения УМО необходимо заполнить свой набор полей. Для УМО, размещенных на портале предлагается воспользоваться формой поиска. После заполнения требуемых данных нужно нажать на кнопку «Сохранить» (рисунок 17).

ВАЖНО: Учебно-методические пособия и требуемое программное обеспечение для лиц с ограниченными возможностями здоровья формируются генератором автоматически, в связи с чем искать данный пункт в системе не нужно.

Рисунок 17 – Заполнение раздела «Учебно-методическое и информационное обеспечение»

3.6 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

В разделе «Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы» необходимо заполнить сведения по используемым в процессе обучения базам данных, информационно-справочным и поисковым системам. Для этого достаточно заполнить текстовое поле, которое открывается после нажатия на кнопку «Добавить». После заполнения нужно нажать на кнопку «Сохранить» (рисунок 18).

Рисунок 18 – Заполнение раздела «Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы»

3.7 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Заполнять раздел «Материально-техническое обеспечение дисциплины» в соответствии с приказом ректора ТУСУР от 13.01.2017 г. №9 необходимо для всех видов занятий. Для изменения информации достаточно нажать на кнопку «Изменить» около необходимого вида занятия (рисунок 19).

Рисунок 19 – Расположение кнопки «Изменить» в разделе «Материально-техническое обеспечение дисциплины»

Для материально-технического обеспечения для проведения занятий лекционного типа и самостоятельной работы предложены типовые формулировки, которые могут быть автоматически скопированы в текст. Для этого достаточно нажать кнопку «Скопировать», после чего «Сохранить». Автор также может написать информацию, отличную от типового примера, после чего нажать на кнопку «Сохранить» (рисунок 20).

Рисунок 20 – Вариант заполнения раздела «Материально-техническое обеспечение дисциплины»

ВАЖНО: Материально-техническое обеспечение дисциплины для лиц с ограниченными возможностями здоровья формируется генератором автоматически, в связи с чем искать данный пункт в системе не нужно.

3.8 Фонд оценочных средств

Сведения для формирования фонда оценочных средств автоматически «собираются» из предыдущих разделов дисциплины.

Фонд оценочных средств включает следующие пункты для заполнения: этапы формирования компетенций, показатели и критерии оценивания компетенций на этапах формирования; типовые контрольные задания для используемых оценочных средств.

Для добавления этапов формирования компетенций достаточно нажать на кнопку «Указать этапы формирования компетенций». После заполнения всех полей необходимо нажать на «Сохранить» (рисунок 21).

Рисунок 21 – Заполнение этапов формирования компетенция в разделе «Фонд оценочных средств»

Для редактирования показателей и критериев оценивания компетенций следует нажать на кнопку «Редактировать». После заполнения всех полей необходимо нажать на «Сохранить» (рисунок 22).

Рисунок 22 – Заполнение критериев оценивания компетенций в разделе «Фонд оценочных средств»

Данные в типовых контрольных заданиях формируются автоматически на основании ранее введенных данных. По усмотрению автора они могут быть изменены. Для изменения автоматически сформированных данных следует нажать «Редактировать», после чего в появившемся окне «Добавить». После заполнения всех полей необходимо нажать на «Сохранить» (рисунок 23).

Рисунок 23 – Заполнение типовых контрольных заданий в разделе «Фонд оценочных средств»

Система будет считать фонд оценочных средств заполненным, когда будут внесены все требуемые данные.

ВАЖНО: Требования к фонду оценочных средств для лиц с ограниченными возможностями здоровья формируются генератором автоматически, в связи с чем искать данный пункт в системе не нужно.

3.9 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Данный раздел является заполняется по усмотрению разработчика программы, в связи с этим является заполненным по умолчанию. При желании добавить информацию в данный раздел следует нажать на кнопку «Добавить» (рисунок 24), заполнить информацию в новой странице, после чего нажать на кнопку «Сохранить».

Рисунок 24 – Заполнение раздела «Методические рекомендации по организации изучения дисциплины»

4.1 Разработчики рабочей программы

После заполнения фонда оценочных средств, а также заполнения методических рекомендаций по организации изучения дисциплины (по усмотрению) следует проверить данные, указанные в качестве разработчиков рабочей программы в разделе «Разработчики рабочей программы». По умолчанию разработчиком становится человек, с аккаунта которого произошло создание рабочей программы, однако же при необходимости данные можно как удалить и изменить, так и добавить новые. Для добавления нового разработчика необходимо нажать на кнопку «Добавить». В результате заполнения всех сведений о разработчике следует нажать на кнопку «Сохранить» (рисунок 25).

Рисунок 25 - Заполнение содержание раздела «Разработчики рабочей программы»

4.2 Эксперты

Последний этап в создании рабочей программы – внесение данных об экспертах. Для того чтобы внести данные об эксперте достаточно нажать на кнопку «Добавить» в рабочей области. В появившемся окне следует заполнить следующие поля: ФИО эксперта, место работы и занимаемая должность. Обязательным требованием является наличие хотя бы одного эксперта. В результате заполнения всех сведений об эксперте следует нажать на кнопку «Сохранить» (рисунок 26).

Рисунок 26 - Заполнение содержание раздела «Эксперты»

4.3 Сохранение файла рабочей программы

Для того чтобы сохранить сгенерированный файл рабочей программы на компьютер следует нажать кнопку . Система предложит пользователю скачать документ в одном из трех возможных вариантов: в формате ODT, DOC или PDF (рисунок 27).

Рисунок 27 – Загрузка рабочей программы на компьютер

4.3 Отправка РПД на согласование

После того, как ваша рабочая программа полностью заполнена и в разделе «Мои программы» она отмечена зеленым цветом, открывается возможность отправки данной рабочей программы на согласование на образовательный портал. Для того чтобы отправить программу на согласование достаточно нажать на кнопку  (рисунок 28).

Рисунок 28 – Отправка рабочей программы на образовательный портал

В результате успешного импорта файлов на образовательный портал для вас будет сгенерирована ссылка, пройдя по которой вы попадете на заполненную форму рабочей программы (рисунок 29). Все, что вам останется – запустить процесс согласования.

Рисунок 29 – Успешный импорт РПД на образовательный портал

ВАЖНО: процесс согласования рабочей программы представляет собой взаимодействие многих отделов университета (обеспечивающая и профилирующая кафедры, библиотека, учебное управление). В процессе согласования рабочей программы у любого из согласующих отделов могут возникнуть комментарии, связанные с доработкой программы. В таком случае программу вам возвращают на доработку с комментарием. В случае возвращения рабочей программы на доработку НЕ НУЖНО создавать новую программу в генераторе рабочих программ на основе уже имеющейся, потому как возникают дубли одних и тех же рабочих программ! В случае возвращения рабочей программы нужно редактировать имеющуюся программу на образовательном портале.